Анатолий Алешин, Сергей Рудницкий, Сергей Беликов, Вадим Голутвин...
Группа "Аракс" в Рузе. Фото из архива Тимура Мардалейшвили
Анатолий Алешин (о концертной программе «Аракса» 1979/80 годов):
«Это была довольно бестолковая программа. И с коммерческой и с художественной точек зрения. Странная смесь каверов на Битлз, Пинк Флойд, Дип Пёрпл, Логинса и Мессины, эпизодов из спектаклей Ленкома и старых песен Скоморохов – «Трава-мурава», «Мемуары»... Но Беликову нравилась. По сегодняшним меркам - обычная кавер-группа.
Если бы не работы Сережи Рудницкого с Зацепиным и Рыбниковым, и последующие записи с Антоновым, не было бы легенды... Это ни в коем случае не умаляет талантов участников группы. Всех, без исключения.»
Моё мнение об «Араксе»-легенде следующее:
Я был на концерте «Аракса», когда группа выступала с концертной программой, о которой говорит Анатолий Алёшин. Были и старые песни «Скоморохов», и фрагменты из спектакля «Звезда, и смерть Хоакина Мурьеты», и песни А.Зацепина и Ю.Антонова с пластинок, и песни «Битлз». Но это не было эклектикой. Музыкантам удалось все номера увязать в единое целое. По крайней мере, мне концерт виделся продуманным – программа состояла из блоков (порядок точно не помню): «Хоакин Мурьета» – западный материал – Зацепин-Антонов.
Некоторые песни, исполняемые в том концерте группы «Аракс» (из «Скоморохов», из спектакля «Хоакин Мурьета» и песни А.Зацепина), можно послушать здесь:
песни группы «Аракс»
С художественной точки зрения концерт был великолепным. Профессиональный уровень музыкантов и качество исполняемого материала были выше всех похвал. Было видно, что не только Сергей Беликов, но и каждый из музыкантов играли с полной самоотдачей. Помню, что для меня это был праздник. Публика была в восторге.
С коммерческой точки зрения, видимо, тоже было всё в порядке. Актовый зал МИСиСа на 1000 мест, где проходил концерт, был забит до отказа. Я был в последнем ряду амфитеатра – не помню «достал» ли я билет на этот концерт, или я «просочился» в зал с группой сокурсников.
Я согласен с трактовкой А.Алёшина об этапах в работе коллектива (работа с Рыбниковым, Зацепиным, Антоновым), которые сделали «Аракс» легендой.
Апогеем стал «Колокол тревоги».
Вершина в творческом поиске «Аракса» была достигнута благодаря чудесному слиянию:
- интонаций тембральных красок двух разных вокалистов Сергея Беликова и Анатолия Алёшина,
- техник разных гитарных школ Вадима Голутвина и Тимура Мардалейшвили,
- мастерства ярко выраженных личностей Сергея Рудницкого и Анатолия Абрамова
в единое гармоничное полотно, когда краски талантов участников ансамбля не затмевали друг друга, а раскрывали и дополняли индивидуальность каждого.
Это был АНСАМБЛЬ РАВНОВЕЛИКИХ величин.
С уходом Сергея Беликова из коллектива, вокальная составляющая ансамбля распалась, исчезла беликовская интонация аранжировщика, изменились звучание, стилистика, и коллектив превратился в крепкую группу западного образца, а истинный «Аракс», добравшись до вершины, прекратил своё существование, став легендой.
Конечно, для музыкантов работа в «Араксе» - это «во многом несбывшиеся надежды». Каждый из них разумеется мечтал о собственных достижениях в творческом плане. Нельзя не принимать в расчёт и амбиции каждого из них…
Я отреагировал на выпад Алёшина потому, что в словах Алёшина (даже сейчас - в 70 летнем возрасте) ощущается, какое-то ревностное отношение к Беликову. В своём комментарии Алёшин противопоставляет Беликова всему коллективу «Аракса».
А своё собственное мнение Алёшин отождествляет с мнением всех остальных музыкантов «Аракса». Из слов Алёшина получается, что он и все остальные музыканты «Аракса» относились к концертной программе 1979-1980 гг, как к «бестолковой», и только Беликову программа нравилась.
Да и из ранних высказываний Алёшина явно видно, что ему не очень нравятся сочинения из «Колокола тревоги», принадлежащие авторству музыкантов коллектива.
А.Алёшин говорил: "Сторона, которая была написана Антоновым, где "Колокол тревоги", "Земляничная поляна", "Радуга" – они явно по своим композиторским качествам превосходят нашу сторону. Но каждый сделал то, что мог, и видно, что мы, как композиторы – не очень. Антонов-то получше будет!"
Здесь Алёшин пытается «перетянуть одеяло на себя». Он как бы преуменьшает достоинство альбома «Колокол тревоги». Получается, что в его понимании альбом «Колокол тревоги» - это не вершина «Аракса» (как творческое достижение).
И получается, что по-алёшински, «Аракс» достиг вершины в программе с песнями Романова и Никольского, т.е. там, где фронтмэном был единолично – Алёшин.
Интересно было бы почитать сравнительный анализ Алёшина программ
«Колокол тревоги» и «Old, but gold» в творческом плане.
Отредактировано КАП (2022-10-31 23:04:59)